Одежда.В отличие от горнолыжников, основная проблема лыжника-"физкультурника" - не переохлаждение а, наоборот, перегрев! Я очень часто вижу, как люди бегут в тёплых куртках и даже пуховках! При этом часто видно, что спины у них мокрые насквозь

сайт-визитка для гостиниц и отелей бесплатно

Что на себя надеть? (одежда, рюкзак)

Одежда.

В отличие от горнолыжников, основная проблема лыжника-«физкультурника» — не переохлаждение а, наоборот, перегрев! Я очень часто вижу, как люди бегут в тёплых куртках и даже пуховках! При этом часто видно, что спины у них мокрые насквозь. После остановки это всё замерзает, и перегрев может смениться переохлаждением… Чтобы предотвратить эти неприятности, важно следовать следующим принципам:

  1. Оптимальная одежда должна идеально отводить пот на любом этапе (в любом слое, от белья до куртки). Для этого прежде всего смотрим на материалы. Хлопок совершенно не годится — он пропитывается потом и не выводит влагу наружу. Ещё хуже ветровки «с пропиткой от дождя и ветра» — они совершенно не дышат. Отдельного разговора заслуживают мембраны (в частности, GOREtex и его производные WINDSTOPPER и т.п.). Они дороги, технологичны и разрекламированы. Однако, нужно крайне осторожно относиться к их использованию зимой, а (в идеале) — вообще исключить. Поясню. Начнём с верхнего слоя. Согласно рекламе, мембрана гортексовой куртки выпускает водяной пар изнутри («дышит»), при этом за счёт размера пор не впускает водяные капли внутрь. Всё это действительно работает, но при положительной температуре. Стоит выйти в гортексовой куртке на мороз (допустим, -15С), что произойдёт с температурой? Установится стационарное распределение температуры поперёк всех слоёв одежды — от +37С около кожи до тех самых -15С снаружи на поверхности куртки. Крутизна наклона в разных слоях будет разной и зависеть будет от их материала, но в любом случае график будет НЕПРЕРЫВНЫМ. Стало быть будет точка, в которой температура переходит через 0С — она будет где-то ВНУТРИ вашей одежды. Это — точка конденсации. Ваш водяной пар (пот) снаружи от неё будет постепенно превращаться в лёд (не весь и не сразу, но будет). Так вот в гортексовой куртке мембрана очень близко к внешней ткани, и она наверняка окажется СНАРУЖИ от точки конденсации — в итоге всё заледенеет, все поры заткнутся, получится аналог резиновой куртки. Теперь представим распространённое лыжное термобельё с виндстоппером. Оно — внутри, в нижнем слое. Работать мембрана будет. Но и стирать его придётся каждый день, после каждого катания — это самая «потная» деталь одежды. Мембрана требует отдельной стирки со специальными средствами. Это — не смертельно, но крайне неудобно (особенно если бегает один, а стирает — другой, наверняка перепутает :) ). Как-то оправдывают себя только толстые «мохнатые» куртки из виндстоппера (мембрана — в подкладке), но кататься в них можно разве что в сильный мороз.
  2. Оптимальная одежда должна быть холоднее привычной. Т.е. нужно одеваться на лыжню так, чтобы без движения было холодно. Причём лучше заранее, до начала движения сбросить лишнее, чуть замёрзнуть и согреваться на ходу, чем начинать движение в «обычной» по теплоте одежде, а потом на ходу раздеваться от жары. Проблема в том, что когда откровенно захочется раздеться, это значит уже перегрев и наверняка всё уже пропотело...

Вооружившись этим принципами, опишем типичный разумный комплект на все случаи жизни. В любом случае это будут уже упомянутые лыжные носки, а также синтетические плавки.

Далее пойдём снизу. Хороший результат показывает сочетание всего двух предметов — 1) толстых обтягивающих «колготок» из синтетики (это может быть либо толстое термобельё приличного вида, такого что не стыдно одеть само по себе, либо осенне-зимние «тайтсы», либо на худой конец дедушкины шерстяные треники :) ) и 2) так называемых лыжных «разминочных брюк», иногда они бывают самосбросами на боковых молниях, но это необязательно. Важно, что перед у них более плотный и непродуваемый, а зад эластичный и более дышащий. Вместо тайтсов я уже лет 15 использовал басковское бельё из поларстрейча. Соответственно возможны три варианта — только тайтсы, только брюки, и одни поверх других. Эти варианты покрывают практически любую погоду.

Сверху, выше пояса, достаточно трёх предметов. Только не надо путать с насаждаемой продавцами одежды «теорией трёх слоёв» — мы не будем одевать все три предмета одновременно, если нет мороза с ветром! Итак, первым слоем будет в продвинутом варианте синтетическое термобельё с ветрозащитой, но лучше немембранной, а просто капроновой (плотная синтетическая тряпочка спереди). В бюджетном варианте — просто какое-нибудь недорогое термобельё, но обязательно синтетическое из серии «актив» и т.п. (т.е. потоотводящая синтетика), т.к. часто тем же словом «термобельё» обозначают хлопковые майки и кальсоны для охотников-рыболовов. В обоих случаях высокий воротник (защита горла) крайне желательны. Вторым слоем — в бюджетном случае — простая поларовая кофта или толстовка, в продвинутом — лыжная разминочная кофточка из софтшелла и т.п. мягкого тёплого материала (утеплённая, но без мембраны). И третьим — в бюджетном варианте капроновая ветровка (плотный капрон, но без пропитки, дышащий!), а в продвинутом — лёгкая лыжная разминочная курточка на молнии. Комбинируем варианты 1, 1+2, 2, 1+3, 2+3, 1+2+3 и легко получаем комплекты на любую погоду.

В ежесубботних лыжных походах моей группы принят большой обеденный костёр. Очень практичным оказалось применение «футболки-конденсатки» (при отрицательных температурах). Берётся старая дешевая синтетическая летняя беговая футболка и одевается ПОВЕРХ всей одежды. Большая часть конденсата (замёрзшего пота) оказывается на ней, а не в основной тёплой одежде. В итоге на костре я не снимаю основной одежды для просушки, а сушу только футболку (пусть с риском прожечь очередную дырку — её всё равно не жалко). Этот же метод может пригодиться и в любых других лыжных вылазках, экономя вес и позволяя обходиться без рюкзака, только поясником — снимаем обледенелый конденсатник и суём за пояс сумки, а курточку одеваем прямо ПОВЕРХ «боевой» одежды, не переодеваясь целиком. В случае без конденсатника пришлось бы либо переодевать что-то, либо терпеть влажную спину от оттаившего под курткой конденсата.

Ничего пока не сказано про шапочки и перчатки, но тут особых рецептов у меня нет. У меня лично самодельный обруч-наушники из виндблока и самодельные же варежки из него же, но годится по большому счёту что угодно. Что касается так называемых «лыжных перчаток» и «лыжных шапок» от известных брендов, то в данном случае я не вижу смысла за них переплачивать — уж больно неадекватные цены по сравнению с объёмом работы и количеством материала, пусть даже технологичного.

Рюкзаки.

Строго говоря, для относительно больших расстояний рюкзаки вообще необязательны (ботинки можно не менять, а маленький термос входит и в поясную сумку), но об этом чуть позже. Если же Вы всё же хотите рюкзак, очень рекомендую брать с вентилируемой спиной. Специальная система не дает прилегать ткани к спине, спина хорошо вентилируется. Это дорого, но оно того стоит! Литраж внутри одной модели берите максимальный — влезет только пара ботинок, термос, еда и куртка (видимо, они считают литры по формуле цилиндра, а в этом случае специальный каркас делает рюкзак «впуклым» и уменьшает объём в полтора раза как минимум). На снимке слева — рюкзак «Татонка Венто 40».

Разрешить противоречие «семья или лыжи» иногда помогают специальные рюкзаки для переноски детей от той же Татонки или Дётера (см. фото справа, рюкзак фирмы Deuter).

Если Вы решите придерживаться системы без переобувания ( о ней чуть ниже), можно вместо рюкзака приобрести поясную сумку. Она крепится на спине (на поясе) одним ремнём. Туда влезает лишь маленький термос и всякие мелочи (мази, кошелёк, запасные носки и пр.), а снятая курточка, скатанная в валик, пристёгивается снаружи специальными резинками. В результате плечи остаются свободными, без лямок, что значительно раскрепощает движения и даже увеличивает скорость.

Я уже дважды упоминал «переобувание». Его смысл — «лыжные ботинки только на лыжне», т.е. по городу до электрички идём в городских ботинках, а в поезде переобуваемся в лыжные (и потом наоборот). У этой процедуры есть два заметных плюса: во-первых — личный комфорт на обратной дороге (сухие тёплые ноги) и, во-вторых, — продление жизни лыжных ботинок. Ходят даже слухи что в них вообще нельзя ходить по асфальту — сразу умрут. Ко мне уже два раза подходили «знающие» спортсмены на троллейбусной остановке и сочувственно спрашивали — знаю ли я что гроблю свои ботинки… На другом полюсе (против переобувания и рюкзака) — бОльшая лёгкость, скорость и, соответственно, удовольствие непосредственно во время катания. Мой многолетний опыт показал, что все опасения поклонников переобувания напрасны: во-первых, ботинки не умирают (гораздо раньше рвутся об наст, трескаются от времени, но никак не хотят убиваться об асфальт), а во-вторых, традиционная «сафроновская» система «носок+пакет» показывает вполне комфортные результаты. Имеется в виду, что берутся с собой сухие носки и новые полиэтиленовые пакеты, потом ногу в сухом носке вставляем сначала в пакет, а потом (прямо с пакетом) — в мокрый ботинок.

Речь в предыдущем абзаце, как Вы наверное уже поняли по словам «асфальт» и «электричка», разумеется идёт только о жителях крупных городов. У тех, у кого лыжня «под боком» таких вопросов не возникает...

Нравится
Не нравится
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Мы будем благодарны за Ваш отзыв или комментарий к данной статье


Ваши комментарии делают наш портал полезнее и интереснее

Категории

|